Бесплатно будем лечить ещё три года
Средние нормативы объёма медицинской помощи в регионах могут отличаться.
Правительство РФ рассмотрит Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг. Проект соответствующего постановления кабинета министров разработан Минздравом России, завершилось общественное обсуждение документа.
ВМП профинансирует ФОМС
В отличие от реализуемой в настоящее время программы госгарантий на 2014 г. в проект программы на предстоящие 3 года включён в качестве приложения к ней перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи. Указаны также и методы лечения, источники финансирования ВМП.
В комментарии директора Финансово-экономического департамента Минздрава Любови Писаревой, который разместила на сайте министерства его пресс-служба, сообщается:
– Согласно Перечню финансирование 1007 наиболее сложных и затратных методов высокотехнологичной медицинской помощи будет осуществляться за счёт субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставленных федеральным медицинским организациям, включённым в перечень, утверждаемый Минздравом России, а также через бюджеты территориальных фондов медицинским организациям в регионах. Таким образом, эти виды высокотехнологичной медицинской помощи не только смогут сохранить текущее финансирование, но и увеличить его.
Л.Писарева также пояснила, что 459 широко растиражированных высокотехнологичных методов лечения будут финансироваться за счёт субвенций, выделяемых из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов в рамках территориальной программы ОМС.
Проектом постановления предусматривается, что в рамках территориальной программы госгарантий регионы смогут устанавливать дифференцированные нормативы объёма оказания медицинской помощи населению с учётом половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, уровня и структуры заболеваемости, а также клима-тогеографических особенностей регионов. Это позволит субъектам РФ корректировать подушевые нормативы финансирования из средств региональных бюджетов с учётом потребности населения в медицинской помощи и особенностей регионов, то есть поможет более эффективно использовать средства, сократить дефицит финансового обеспечения территориальных программ.
Объёмы медпомощи снижать не позволят.
«Таким образом, предусмотрен механизм, при котором Минздрав не позволит регионам снижать объёмы медицинской помощи без учёта потребностей населения региона, а структура оказания медицинской помощи населению будет сформирована из реальных потребностей того или иного региона в отдельных видах медицинской помощи, – пояснила Л.Писарева. – Ранее общий объём оказания медицинской помощи в регионах рассчитывался, исходя из среднего норматива для всей страны».
В программе обособлен раздел «Базовая программа обязательного медицинского страхования», в разделе VI конкретизирован вид медицинской помощи при её оказании в стационарных условиях – «специализированная медицинская помощь».
При подготовке проекта постановления кабинета министров проведена оптимизация средних нормативов объёма медицинской помощи по видам и условиям её оказания на 2015 г. , с дальнейшей стабилизацией их значений на плановый период 2016 и 2017 гг. При этом на основе статистических данных о динамике заболеваемости и смертности населения страны, в том числе в части социально значимых заболеваний, учитывалась потребность населения в медицинской помощи, а также фактическое выполнение объёмов медицинской помощи за 2013 г. (по данным статистической формы № 62).
Оптимизация средних нормативов объёма медицинской помощи по видам и условиям её оказания на 2015 г. в части медпомощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Федерации, и, соответственно, перераспределение подушевых расходов по видам и условиям оказания медпомощи, позволила предусмотреть в рамках подушевого норматива финансирования программы за счёт средств бюджетов субъектов РФ приобретение основных средств. Речь идёт об оборудовании, производственном и хозяйственном инвентаре стоимостью свыше 100 тыс. руб.
В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи проектом правительственного постановления предлагаются меры по конкретизации программы госгарантий, в частности, установление предельных сроков ожидания оказания плановой медицинской помощи и проведения отдельных диагностических обследований. Так, первичная неотложная помощь – не более двух часов с момента обращения; плановый приём врача-специалиста – не более 10 рабочих дней; плановые диагностические исследования – не более 10 рабочих дней. Норма для плановой компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии – не более 30 рабочих дней, а для плановой специализированной медицинской помощи в стационарах (кроме ВМП) — не более 30 дней с того момента, как пациент получил направление от лечащего врача.
Средние нормативы объёма медицинской помощи могут отличаться в разных регионах. Их необходимо рассчитывать в зависимости от плотности и половозрастного состава населения, транспортной доступности, климатических особенностей, статистики заболеваемости и т.д.
Так что бесплатная медицина, похоже, пока своих позиций окончательно не сдаёт: бесплатную медицинскую помощь государство намерено гарантировать гражданам, по крайней мере, ещё 3 года…
Константин ЩЕГЛОВ,
обозреватель «МГ». «Медицинская газета N 68 от 12 сентября 2014 г.